Для христианина Святой Дух – одна из ипостасей Господа. Он бестелесный, поэтому является всем верующим в разных образах и при различных ситуациях, причем почти всегда это впечатляющее видение. Существует молитва Святому Духу «Царю Небесный, утешителю». Есть также разные версии священного текста – на различных языках (русский, старославянский, древнегреческий). Читать можно любой из них, однако рекомендуется узнать значение слов и общий смысл. Тогда появится возможность сильнее устремляться к Господу, если произносить молитву искренне с пониманием сути. Верующий должен выполнять несложные правила при этом.
Божественная Троичность. Бог Отец и Сын Иисус Христос, Святой Дух
Троица, Триединство, Троичность – разные определения и описания Господа. Он представляет собой воплощение Отца Небесного, Владыки всего сущего. На Земле Бог явился в лице Сына своего Иисуса Христа, при этом действе участвовал Святой Дух. Ипостаси (личности) не отделены друг от друга, а едины. Господь Бог, объединивший в себе их, живой, вездесущий, вечный. Он не содержит ничего мирского, поэтому увидеть Отца всеблагого нельзя. Господь является источником всего. Так и Бог-Сын родился от Отца, а Святый Дух исходит от Всевышнего, является бесплотным.
В соответствии с православными догматами явившийся от Бога Сын и бесплотный Дух тоже признаются вечными. При этом все 3 ипостаси равночестны, им свойственна сопристольность, что говорит о равной власти. Нужно учитывать, что Триединый Бог неразделим, его нельзя представлять на иконах, как трехглавого, разделять на части. Однако допустимо символичное изображение Всевышнего. Встречаются иконы, на которых показываются 3 равнозначные фигуры – ипостаси Бога. При этом подразумевается выполнение разных функций: Отец – источник всего сущего, Сын – совершитель.
Из Евангелия можно понять, что Бог-Сын воплотился на Земле при участии бесплотного Духа. Последний часто является вестником благих событий. Он помогает наставить душу, отошедшую от Господа, вселяет веру и укрепляет ее. Часто для этого достаточно одного лишь образа. Причем ни Святой Дух, ни Бог-Сын не подчиняется Владыке Небесному – Отцу. Все ипостаси обладают одинаковым могуществом.
Только при помощи Божественной силы можно объединить противоположности. Не читая Святое Писание и не зная о чудесах, которые творит Господь, сложно понять истину: Бог Триединый объединяет в себе 3 ипостаси, они не подчиняются друг другу, но обладают равной мощностью. Эти противоположности могут завести в тупик. Однако пониманию способствует вера, прочтение молитвенных правил, изучение Святого Писания.
Однако и здесь сокрыты противоречия. Так, несмотря на то, что Господь Троичен по своей природе, он одновременно является цельным, единым Владыкой всего сущего, подателем земных благ и духовной пищи. Значит, обращаться к нему следует на «Ты», что исключает множественность. Молитвы могут читаться как к одной из ипостасей (Святому Духу, Иисусу Христу), так и по отношению к Троице.
Интересно, что свидетельства о таких особенностях православного догмата можно найти лишь в Новом Завете. Ранее не встречались определенное разделение ипостасей, однако, упоминания об этом обнаруживаются еще в более ранней Святой Книге – Ветхом Завете:
- Всевышний обозначался как «Эпох’им». Дословный перевод – «Боги». Это уже говорит о том, что триединство Господа было выявлено ранее.
- Распространены фразы, подтверждающие истинность такого восприятия Всевышнего: «И сказал Бог: сотвори человека по образу и подобию нашему». Здесь имеется в виду разделение на Отца, Святаго Духа и Сына. Величали же только цельного Всевышнего (объединяющего все ипостаси).
- Во многих местах Писания (Ветхого Завета) упоминается одновременно обращение как к Триединому Богу и единому Владыке. Пример: Авраам находился в шатре у дубравы Мамре. Здесь же у него случилось видение – появилось 3 мужа рядом. Обращался же Авраам к Ним иначе – Господь (в единственном числе).
Этому способствовало открытое признание Иисуса в том, что он является Сыном Божиим. При проведении различных священных таинств (например, Крещения) Иисус также ставит себя рядом с другими ипостасями: Святым Духом и Отцом Небесным.
Такая двойственность сложна для понимания простым обывателям. Ее можно принять, если душа непрестанно устремляется ко Господу, человек молится (в том числе, и Духу бесплотному). Тогда такая двойственность не кажется чем-то неестественным. Более того, даже начинающий изучение Святого Писания сможет принять этот факт, если будет сильно веровать в Господа.
Кто такой Святой Дух? Как он выглядит?
Это бестелесная сущность. Он не является на Земле в виде Бога-Человека по примеру Иисуса. Эти ипостаси равны по мощности действия, однако выполняют разные функции. Бестелесный Дух способствует донесению важных вестей до людей. Иисус же – вершитель. Обе ипостаси исходят от Бога-Отца, но не подчиняются ему, являются равнозначными.
Название «Святый Дух» на различных языках произносится по-разному. При этом при переводе с латыни оказывается, что эта ипостась мужского рода, с греческого – среднего, а с семитского – женского. На самом деле ни одно из произношений не передает полную суть. В действительности Святый Дух не имеет определенного рода.
Кроме того, Бестелесная сущность может присутствовать среди живущих, но при этом не являет себя. Однако Святой Дух дает понять, что он есть промеж людей благодаря звуку или изменению языковых привычек. Миряне, которым является в такой форме бестелесная сущность, начинают говорить на других языках или понимать их (а часто – и то, и другое). В разные времена в Священном писании уделялось больше внимания различным ипостасям Господа: первоначально – истинному Богу Владыке всего сущего, позднее (с появлением Иисуса) – Единородному Сыну Божьему, а ныне – дарам Святого духа, коих за всю историю христианства уже собралось много:
- образование церкви, почитаемой Христа верующими по всему миру;
- обращение язычников и атеистов, а также агностиков к единой истинной Вере – христианству;
- наущение, назидание верующих, что позволяет придерживаться жизненного пути, данного Богом для приумножения веры и любви.
Это делает верующего божественным (но не равным Богу, а содержащим частицу его), что порождает зерно истины, укрепляет веру и любовь. Поклоняться Святому Духу, как и другим ипостасям, следует при помощи специальных молитвенных текстов. Однако, читая их, нужно помнить, что через каждую из ипостасей Бога Триединого можно обратиться к Отцу Всевышнему, из которого Вышел Иисус Христос и Святый Дух.
У верующего, в котором находится бесплотная божественная сущность, имеются органы чувств. Через них также может действовать Дух Святой. В результате человек обретает чувствительность к событиям грядущим, понимает больше остальных верующих. Кроме того, бесплотный Дух способствует развитию других возможностей. Однако чудес не бывает – такие свойства характера могут развить лишь достойные (подразумевается: глубоко верующие) люди.
Чтобы лучше понимать содержание Нового Завета, нужно узнать, как еще могут называть в Священном Писании Святый Дух:
- Преемник Иисуса Христа;
- Очищающая Сила.
Однако по мощности бесплотный дух не стоит ниже Сына Божиего. Это значит, что по церковным догматам нельзя возводить хулу на него. В евангелие говорится, что даже, молясь Богу Триединому, невозможно очиститься от такого греха. Данная опасность обусловлена тем, что Святый Дух – есть Господь (одна из ипостасей). Многие верующие забывают об этом, считают, что бестелесная сущность стоит ниже Иисуса и Отче Небесного. Однако сам Господь-Отец также не имеет других человеческих проявлений, коме Сына Своего, поэтому такая кажущаяся путаница понятий может стать причиной несоответствующего отношения (неуважительного, пренебрежительного) к бестелесной сущности.
Полный текст молитвы «Царю Небесный» на русском языке – читать онлайн, скачать бесплатно
Священный текст позволяет обратиться к Святому Духу. Когда читается молитва Царю Небесный утешителю душе, верующий называет бесплотную сущность утешителем, духом истины, вездесущим, а также все наполняющим. При этом молящийся поклоняется Господу: просит явиться среди верующих (поселиться в них, как часть божественного и наполнить светом). Верующий озвучивает надежду, что Святой Дух наставит, очистит от греха, может спасти от искушений, обращения ко греху.
Слушать молитву «Царю Небесный» – аудио-версия обращения
Молитва на церковно-славянском языке с ударением и переводом
Православная молитва Святому Духу
Современный текст на древнегреческом языке
Краткий старообрядческий текст с транскрипцией
Старообрядческий текст | Русская транскрипция |
Царю́ небе́сныи, Уте́шителю, Ду́ше и́стинныи, и́же везде́ сыи, и вся исполня́я, сокро́вище благи́х, и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́ Бла́же душа́ на́ша. | Царь Небесный, Утешитель (Советник, Наставник), Дух Истины, везде сущий (находящийся) и всё наполняющий (присутствием Своим), Сокровище благ и Податель Жизни, прийди и поселись в нас, очисти нас от всякого греха и спаси, Преблагий, души наши. |
Молитва Трисвятое по Отче наш
Трисвятое – песнь, форма обращения ко Господу. Читается на русском языке, ударения расставлять здесь не нужно, т. к. молитвенный текст крайне прост и понятен. Можно выбрать разные способы вознесения: пение или чтение. Сам текст Трисвятый: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас!». Тот, кто верует, произносит даже недостаточно длинные тексты с глубоким чувством любви.
Эта краткая молитва является составной, читаемой в начале церковных служб. Также произносится вместе с другими священными текстами (например, Отче наш). Читается Песнопение на Литургии, в конце Великого Славословия.
Толкование молитвенного воззвания к духу Святому
Чтобы не только прослушать, но и возрадоваться Господу, важно понять смысл произносимых строк. В основе текста – поклонение Святому духу, как одному из проявлений Бога-Отца. Его называют Царем Небесным за счет невидимого участия в жизни и великой помощи, творения благих дел. Бесплотный дух присутствует промеж нас и внутри каждого. Понимание смысла молитвы Святому Духу «Царю Небесный» приходит, если узнать значение слов и фраз:
- Утешитель – бесплотная ипостась Бога-Отца получает такое имя благодаря постоянному утешению верующего;
- Дух Истины – название, данное Богом, в основе лежит выполнение единой функции Бесплотного духа, которая заключается в наущении единой истины;
- Сокровище благих – источник благости, добра;
- Жизни Податель – без него невозможно существование, бесплотный дух движет всем, т. к. наполняет все собой;
- «чтобы пришел и вселился в нас»: двойной смысл открывается, если прослушивать текст, одно из значений – наполнение человека божественным, другое – явление среди людей Святаго Духа для укрепления их веры.
Правила чтения молитвы
Новоначальным и простым прихожанам нужно знать, как правильно возносится священный текст. Правила прочтения молитвы «Царю Небесный»:
- если читают молитвослов дома перед образом или в храме, нужно поклониться, вознести крест (крестное знамение);
- «Царю небесный, утешителю» молитва произносится искренне, т. к. при этом умножается любовь к Богу (не только бесплотной ипостаси, но и Христовой);
- не имеет значения, в какое время и когда читать текст: в утренние, дневные или вечерние часы, воскресный или будний день;
- лучше произносить текст на русском языке, если под рукой есть только церковно-славянский вариант, нужно предварительно узнать смысл неизвестных слов;
- отвлекаться на посторонние мысли не следует, вне зависимости от того, каково их происхождение (бытовые помыслы или церковные), т. к. величают Господа, сконцентрировавшись на произносимых словах.
Молитвенное обращение к Богу
Видеосюжет: песня-молитва Святому Духу «Царю Небесный Утешителю» – 40 раз подряд
Вопрос-ответ
При чтении священного текста на церковно-славянском возникают неточности. Чтобы обратиться к Святому Духу, узнают значение всех слов молитвы. Дополнительные вопросы при необходимости задают священнослужителю.
Когда начинают читать молитву «Царю Небесный»?
- если верующий испытывает кризис веры;
- когда нет возможности освободиться от греховных страстей;
- обращаются с просьбой о помощи.
Для отпевания усопших молитва также используется в качестве вступления при проведении службы. Есть и другие особенности прочтения священного текста. Например, когда празднуются большие церковные праздники (в том числе, Пасха), произносят другие молитвы (более личного характера)».
Моя молитва «Моя история обращения к молитве и Святому Духу»
«Я утром дома начала читать молитвослов, сильно углубилась в этот процесс, не заметила, как уснула. Непростительно с моей стороны – еще и перед Священной книгой. Опоздала на работу в тот день. Но по дороге познакомилась с парнем, сейчас мы поженились уже. Буквально за сутки до встречи я начала читать эту молитву. С тех пор говорю себе: «Слушай и читай все, что хочешь, но ставь несколько будильников». И я ставлю. Только удивительная вещь, я больше не засыпала за чтением молитвы с тех пор. Не покидает ощущение, что это был такой поворот судьбы специально для меня».
Заключение
Важно читать молитву «Отче наш» с ударением, точно также и другие священные тексты (например, «Царю Небесный») нужно предварительно изучить, понять смысл. Особенности:
- По православным канонам сформировалось такое понятие, как «троичность». Это означает появление еще 2 ипостасей Господа: бесплотной сущности и Христа.
- Святой Дух наполняет каждого верующего, направляет его. Он невидим, но по мощи не уступает Господу-Отцу, Иисусу Христу.
- При чтении священного текста нужно принять ситуацию, которая кажется несправедливой, искренне обращаться ко Всевышнему, не отвлекаться при молении. Допустимом это делать дома или в храме.
Сегодня можно скачать молитвы с православного ресурса. При этом тексты загружают по отдельности, а не архивом. «Царю Небесный» тоже несложно найти. Альтернативный вариант – покупка молитвослова, одновременной задачей является и прочтение других священных текстов по необходимости.
Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!